В чем отличие контртенора от фальцета и от альтино

Автор: Рубрика:

Контртенор, альтино и фальцет – наименования тембров мужского голоса. Такая классификация существует только в академической музыке, у эстрадных исполнителей эти разновидности не различают.
Что такое контртенор
Контртенор, или, как его еще называют, контратенор – голос академического вокалиста, специализирующегося на исполнении альтовых и/или сопрановых партий.
Контртенор иногда называют мужским сопрано.
Изначально в европейской полифонической музыке XIV-XVI вв. контртенором называли побочную вокальную партию, дополнявшую партии тенора и дисканта. Начиная с середины XVI столетия с распространением четырехголосия партия контренора разделилась надвое: одна исполнялась ниже тенора и называлась contratenor-bassus, вторая – выше и называлась contratenor altus. Вскоре термин перестали употреблять в первоначальном значении, вместо этого в Италии contratenor-bassus стали называть просто басом, contratenor-altus – альтом, во Франции закрепился термин от-контром (haute-contre), а в Великобритании – контртенор.
С давних времен широко распространен миф, что мужчины, обладающие контртенором и способные петь в женской тесситуре, страдают от некой аномалии, и что их голосовой аппарат устроен по женскому типу. Это заблуждение. В действительности умение петь высоким голосом достигается путем развития верхнего голосового регистра.
Отличия контртенора от альтино и фальцета
Тенор-альтино зачатую путают с контртенором. Альтино – разновидность лирического тенора с высокой тесситурой, отличающийся от контртенора в первую очередь тем, что однозначно идентифицируется как высокий мужской голос, в то время как контртенор звучит женоподобно. Вокалист альтино обладает диапазоном до ноты ми второй октавы.
Тенор-альтино – редкость, обладатели такого голоса поют полнозвучным смыканием связок.
Наконец, фальцет, или, как его иногда называют, фистула, не имеет отношения к классификации тембров вокалистов, но является верхним головным регистром: петь фальцетом может обладатель любого певческого голоса. В сущности фальцет достигается путем специфического звукоизвлечения.
Чтобы спеть фальцетом, необходимо перевести голосовые связки в такой режим, при котором колебаться будут лишь ближайшие к щели слои ткани Mucosa. Фистула применяется в исключительных случаях для придания звуку особой окраски, впрочем, некоторые композиторы, используют ее для создания определенного образа. Так, фальцетом исполняется партия Фигаро в эпизоде, где он имитирует голос Розины.

Прочитав эту популярную статью можно сделать два важных вывода:

1. У Димаша хорошо развита техника пения контртенором, т.к. он берет ноты выше ми второй октавы, и его голос звучит как женское сопрано. Следовательно, он может петь не только как тенор-альтино, но и как контртенор.
2. Витас поет исключительно фальцетом и у него используется только верхний головной регистр. Он не владеет ни техникой тенора-альтино и, тем более, ни техникой контртенора.

guest
56 комментариев
Сначала новые
Сначала старые Сначала популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Дарния

Так и не поняла из статьи, контратенор — это тембр голоса, голос или техника пения?

Дарния

Те́нор — высокий певческий мужской голос[1]. Его диапазон в сольных партиях от малой до второй октавы (исключительно, до — до2), а в хоровых партиях до ля первой октавы. Особую красоту тенорового голоса представляет верхний регистр, его высокое «знаменитое» теноровое до, так называемое «верхнее до» (до второй октавы). Это так называемые «королевские» ноты, за которые в Италии и в других странах мира певцу платят большие гонорары. И хотя отдельное звучание ноты не самоцель, тенор без верхов или со слабыми верхами не может быть солистом — в лучшем случае он годен для хора, если у него сохранился фальцет. Затем идут остальные вокально-технические и исполнительские качества (сила голоса, тембр, подвижность, и т. д.), необходимые каждому певцу. По характеру и силе звучания теноров подразделяют на лирические и драматические.

Дарния

Контратенор — самый высокий из мужских оперных голосов, диапазон от Ми малой октавы до Ми второй октавы.

Тенор-альтино — высокий голос, обладающий светлым тембром и звонкими верхними нотами. Уступает контратенору тем, что является мужским высоким голосом, тогда как контратенор уже считается женоподобным.

Лирический тенор (di grazia) — голос мягкого, серебристого тембра, обладающий подвижностью, а также большой певучестью звука.

Лирико-драматический тенор — исполняет партии лирического и драматического репертуара. По силе звука, по драматизму выражения лирико-драматический тенор уступает драматическому.

Драматический тенор (di forza) — голос большой силы с ярким тембром. Иногда, по густоте и насыщенности звучания, драматический тенор можно принять за лирический баритон.

Баритональный тенор — голос, обладающий чертами как баритона, так и тенора. По силе звучания может быть равен как лирическому, так и драматическому тенору (например, в партии Миме из цикла «Кольцо Нибелунга» Рихарда Вагнера), но имеет более короткий верхний участок диапазона.

Дарния

Димашик — баритональный тенор, вау-вау, мяу-мяу❤️

Алла

Насколько я поняла из статьи, контртенор это ближе к технике, так как его можно развить упражнениями при определенных природных особенностях. Там же в статье написано, что он не всегда только от природы, это заблуждение считать его результатом аномалии голосовых связок у мужчин по типу женских.
А разделение между тенором-альтино и контртенором проходит чисто формально по ноте ми второй актавы — до этой ноты — альтино ( считается еще чисто мужским регистром), выше- контртенор ( женское сопрано или мецо-сопрано). У ДИМАША женское академическое сопрано явно слышно.
Все эти классификации важны для академической музыки, где расписаны четко партии, а в эстраде не важны. Но Димаш может петь не только на эстраде, но в опере.
А фальцетники типа Витаса могут петь очень высоко, при этом используя только головной резонатор, это не академическое пение. Поэтому их голоса не так красивы.

admin

Контртенор никогда не будет техникой, так как иногда бывают люди, которые по-другому чисто физически не могут петь. Именно о них и пишут сейчас, что это редкий тип голоса один на тысячу. Это не про тех, кто развил эту способность искусственно, за счет фальцета. Сейчас да, певцы принудительно могут тренировать это, но у некоторых все равно есть предрасположенность к такому голосу. Вот что сказал деллер:
Знаменитый английский контртенор Альфред Деллер, возродивший традицию контртенорового пения в XX веке, в одном из своих интервью заметил, что зачастую у певцов, которые хотели бы научиться петь контртенором, нет к этому способностей, а те, у кого эти способности есть, не хотят их развивать, считая такую манеру пения женоподобной.
.
Альтино это вообще другое, там реально такой нежный и высокий голос без фальцета.
У Витаса в песне Skyfall или Nessun Dorma звучит именно академическое пение, собственно, Nessun Dorma и есть классическая партия. В вокализе Бабаджаняна у Виатса также академ вокал.

Алла

Согласна, что контртенором могут быть только певцы с природной предрасположенносью, как Димаш. Но как Витас может быть контртенором, если он нигде не учился академическому пению? Он может петь женским голосом, но фальцет это не академическое пение, там другое звукоизвлечение, грудной резонатор у него не задейтвован. В статье техника фальцетного пения подробно описана.

Дарния

Если у Витаса и контратенор, то какой-то визжащий фальцет😠🙄, прям таки насильно поющий женским голосом, а у Димаша академический тенор, очень приятный моему уху😔🤗

admin

Для меня это тоже загадка, как Витас в некоторых песнях поет академ вокалом, если не учился на это. Возможно, Витас брал уроки академ вокала, раз много брался за классические партии. Тем не менее у него есть песни с академическим вокалом (я уже их перечислял)
Димаш ведь тоже не классик, он учился на эстрадно-джазовый, но видимо мельком проходили и академический. Димаш не знает классические произведения, вообще сторонится этого, Витас спел гораздо больше классических произведений.
Песни Skyfall и Nessun Dorma Витаса по всем параметрами попадают под исполнение контртенора. Прямо на 100%. И Вокализ Бабаджаняна тоже.

Дарния

Димаш учился в колледже на академ, он же даже пел со своим учителем, не помню, как его зовут, на концерте в Москве, на первом самом.
Ещё он пел в Китае Соле Мия, правда, не один, а вчетвером, но красиво спел вокализом с моей любимой нотой))

Алла

Димаш изучал академическое пение у Марата Айтимого в колледже в Актобе. Его же приглашали петь в оперу.

admin

а, вспомнил, как они вдвоем пели в Кремле.
Ну, казахстанские колледжи я за серьезные учебные заведения не считаю, так что неудивительно, что познания Димаша в классических произведениях ограничены.

Алла

Я думаю, ты зря такого не высокого мнения о казахстанских музыкальных колледжах. Это не консерватории, конечно, но судя по количеству прекрасных певцов из Казахстана, там хорошая вокальная школа на всех уровнях.

Nata El

А он вообще пению учился? Сомневаюсь😁.
Что-то я ни одного его лайва в сети не нашла😉.

Алла

Если речь идет о Витасе, то посмотрите последние ролики на ЮТ канале KD8, там Витас поет вживую, это такая ржачка, он сам балдеет от своего пения. Видно, что у него еще со слухом большие проблемы.

Алла

Возможно я ошибаюсь, но у Витаса я никогда не слышала мужского Сопрано (академического), его голос неестественно высок, как это бывает у чистых фальцетников. Кому- то такой высокий голос очень нравится.

Дарния

Да, правильно, неестественно высок, неественно — ключевое слово.

admin

Вот настоящее академическое мужское сопрано контртенора:
https://youtu.be/FbgExU3A9lk
А вот такой же академический вокал и мужское сопрано Витаса:
https://youtu.be/mhAfvY10TpU
https://youtu.be/S-Jc2ZNcvzI

Дарния

Первый — да, настоящий академ сопрано контртенор.
А у Витаса не академ, а что-то надуманное и придуманное, фу-фу.
Хорошо, что Димаш не поёт всю дорогу контртенором, а пускает и баритончика)).

admin

ничего не надуманное ) покажи эти записи Витаса любому преподу по вокалу, любой скажет, что звучит вполне академично. xD только препод не должен знать Димаша, а то это будет лицо заинтересованное )

Дарния

Да канешна, на компе ему сваяли этот академ, Витасу, или тембр у него неприятный, не знаю, как даже назвать его чересчур высокий голос 🙄.
Ну, ладно, уболтал, спецом не пойду искать препода по вокалу, но если попадётся на пути, спрошу про Витаса.
С учётом моего вращения в кругах, далёких от музыки, боюсь, что я не узнаю никогда, настоящий академ тенор у Витаса или компьютерный😅

admin

ахах, ладно ))
а вот зацените с Аллой вот этот вокал мужское сопрано еще одного певца, интересно ваше мнение, правда, он не совсем контртенор, и вообще неизвестный (потом скажу кто это).
осторожно, прежде чем нажать, поставьте звук тише.
https://dimash.pro/wp-content/uploads/2021/12/contratenor.mp3

Дарния

Здесь какая-ловушка😭, я думаю, что это было где-то здесь в постах.
Наверное, это микс Витаса с Димашем😉.
Я тот ещё определитель.
Алла вроде лучше разбирается во всяких там октавах и нотах.
Будем ждать, что она скажет.

admin

Нет, не надо оглядываться на артиста, я же не просил угадывать ) Просто нужно мнение, как звучит вокал, хорошо или плохо )

Дарния

Именно в этом отрывке звучит нормально, а действительно, всё слушать тяжело, когда поют таким высоким голосом.
Я сомневалась, потому что для Витаса хорошо звучит, а если для Димаша — чего-то не хватает в голосе.
Что касается меня, я никогда не слушала Витаса, слышала, конечно, некоторые его песни, но так чтобы ух, не было.
А вот к Барских я изменила отношение после того, как услышала его альбом По Фрейду. Хотя и отношения никакого не было, я просто его не слушала. У Барских нет таких дерущих ухи нот в голосе.

Алла

Не Витас это, точно. Очень знакомое что- то, из советского прошлого, что ли?

admin

что, реально не узнаете голос Димаша? ))

Алла

Это ранний Димаш, похоже на СБ, Беловежская пуща?

admin

Вообще-то это Витас, песня «Ангел без крыла» ))))
Вот видите, стоило убрать фактор исполнителя, как уже и можно Витаса вполне себе с ранним Димашем перепутать ) Просто люди изначально к Витасу предвзято относятся.

Алла

Молодец! Хорошо подловил меня. У меня начало меняться отношение к Витасу к лучшему. Он в этом отрывке хорошо звучит, если это действительно Витас. Боюсь розыгрыш продолжается.

admin

да, он. Вот оригинальное видео, поставил на нужное место. https://youtu.be/wHIFEQ0Y3gs?t=189

Алла

Послушала весь ролик от начала до конца. В этой песне самое красивое место это этот отрывок на 3.15 мин. А на 1.15 мин. Бэк — вокал поет похоже, правда очень тихо. У меня возникли подозрения. Слушать всю песню, спетую таким высоким и неественным голосом, для меня было пыткой. И почему то комменты были отключены под роликом.

Алла

Да, согласна Витас поет здесь как контртенор, первая вещь мне очень понравилась, если бы не одно но — может он так красиво спеть вживую? Сомневаюсь.
Но по моему вкусу, такое очень высокое мужское пение для моего уха не очень, а у Димаша его мужское сопрано мне очень хорошо заходит.

admin

Насчет того, сможет ли вживую таким голосом петь я сам сомневаюсь. Но доселе никто так и не доказал обратного, что Витас не может так петь. ) Поэтому, я всегда привожу в пример его студийные работы, опираясь на презумпцию невиновности )

Nata El

Не бывает вообще мужского сопрано😅. Сопрано — это верхний женский голос, а контртенор — мужское пение фальцетом. Они могут похоже(и даже очень похоже) звучать, но это не одно и тоже😉.

Последний раз редактировалось 9 месяцев назад Nata El ем
admin

Верно. Мужского сопрано не бывает, но иногда так называют контртеноров, так как их голос звучит как женское сопрано )

Nata El

https://youtu.be/y31WAq4cENo
Вот объясни мне, админ, что это за тип голоса? Контртенор, альтино или обычный лир-тенор?😉

admin

Тенор он, солист, просто такой специфический фальцет в этой песне, словно придуривается )) Ещё и обработано нехило.

Nata El

А блин, ты ж его знаешь, забыла😁. Многие просто с пеной у рта доказывают, что он контр. Потому я его тут в пример и решила впихнуть. Он как и Димаш может разными техниками пользоваться, от того и путаница.🙃 А в этой песне, и не фальцет вовсе, а «головняк» на высоких нотах😉.

admin

Для контртенора ноты низкие у него.
А ты неплохо шаришь, слушай, если фальцет разделяешь с головным )
Обычно такое разделение на западе, а в СНГ все под одну гребёнку именуют фальцетом.

Алла

Только я более-менее поняла различие между техникой фальцета, считая, что это прием с использованием только головного резонатора и специфическое звукоизвлечение, и контртенором, где используется оба резонатора и головной, и грудной- как вы спутали мою четкую картину.
Т.е. фальцет это не только головной резонатор, но еще определенная техника?
А контртенор это оба резонатора и плюс еще фальцетная техника или фальцетная техника не используется, а только природные особенности связок? Я запуталась.

admin

контртенор это тоже верхний головной регистр. там грудного нет.
Фальцет техника, да, когда голосовые связки посылают звук в голову, где он резонирует. Контртенор да, чаще им поют искусственно фальцетом, а иногда человек даже при желании не может по-другому петь, так как у него голос женоподобный из-за строения голосового аппарата.
Теперь о фальцете:
В России всё использование головного регистра называют фальцетом, то есть, имея ввиду специальную технику голосовых связок, которая направляет звук в голову для резонирования.
На Западе разделяют: более «пробивное» звучание головного регистра называют головным голосом (head voice), а более «воздушное» фальцетом.
А в России более «воздушный» фальцет называют фальцетным субтоном.
Мне западная система классификации ближе.

admin

Современный контртенор Франко Фаджоли:
— Как я понимаю, воспитать контратенора может любой приличный вокальный педагог — или все-таки есть какой-то особенный институт, в котором их готовят лучше всего?
— Тут я с вами совершенно согласен: воспитать контратенора способен любой хороший учитель пения. Здесь нет ничего особенного.

Алла

Спасибо за разъяснение. Но из вашего разъяснения я поняла, что все поющие фальцетники являются контртенорами по терминологии России. Но, если у певца от природы очень высокий голос, почему он не может использовать грудной резонатор? У оперных певиц всегда используется грудной резонатор.
В моем понимании академическое пение должно включать обязательно грудной резонатор, или я не права? Ведь грудные резонаторы усиливают звук, иначе его неслышно в оперных партиях на задних рядах. В этом отличии академического пения от эстрадного в микрофон. А контртенор это академический термин.

admin

Нет, все фальцетники не могут быть контртенорами.
Во-первых, у контртенора свой диапазон, а это достаточно высокие ноты.
Во-вторых, признак контртенора — звучать должно женоподобно и как женское сопрано.
Да и петь нужно целиком контратеноровые партии, а не какие-то фразы в песне и объявить себя контртенором. )
Я не знаю, как можно петь такие ноты и задействовать грудной регистр.

Алла

А Димаш может петь контртеноровые партии полностью или только отдельные фразы? Я помню он в Киеве в песне Осенняя печаль в конце отводил микрофон и пел как настоящий оперный певец, очень высоко и полнозвучно. И я думаю это не трюк.
Про Витаса трудно сказать, что он поет как оперный контратенор, даже если он полностью поет оперную партию, студийная запись это не доказательство.

admin

Ну, Аве Мария целиком спета Димашем как контртенором, хотя местами там просто фальцет, ну, все же можно сказать да, нежели нет.

Алла

К сожалению, это студийная запись, возможно я ошибаюсь.

admin

Да, это не вживую.

Дарния

Вот про отвод микрофона Димашем — очень интересная история.
Стоило какой-то фанатке про это сказать, как пошло поехало.
Я первый раз увидела такой коммент в связи с концертом в Екатеринбурге.
Хотя он и раньше так делал.
И что, если отвести микрофон, то тебя будет слышно так же, как и с микрофоном?
Я думаю, просто игра на публику.
Могу поверить в это только в маленьком зале с хорошей акустикой.

Алла

В Ебурге вроде был не очень большой зал, а на стадионе это, действительно, глупо.

Дарния

В Екатеринбурге был по словам тех, кто там был, зал на 6000 мест, и говорили, что акустика хорошая, но всё равно, это достаточно большой зал.

admin

Помню тот эпизод. Без микрофона так громко не получится. Либо где-то был спрятан маленький микрофон, либо… либо было не вживую. :DDDDD

Дарния

Да, скорее всего что так, но фанатки теперь от этих отводов с ума сходят от счастья).

Дарния

Я склоняюсь всё — таки к тому, что контратенор — это тип голоса а не техника.
А вот про Витаса вы очень точно сказали, что у него нет академического пения, искусственно высокий голос.
Я это чувствую на уровне интуиции, поэтому он мне и не нравится.

admin

Вау, тема явно наболевшая, раз кто-то даже пост выкатил )
Многое намешано.
Альтино это вообще другое, его трудно спутать с контртенором, я считаю, что представители альта в поп-музыке — это Кайрат Тунтеков и Bosson, например. Просто послушайте их высокие ноты, чтобы понять, как звучит альт. Это реально редкий тип голоса, и звучит он высоко не фальцетом, а именно природно так звучит.
Контртенор — это полноценный тип голоса, а не техника и не просто вокальный прием. Хотя достигается техникой фальцета. Некоторые, как Ната, могут возразить, почему это тип голоса, если там используется только фальцет, то есть вокальный прием. Так то оно так, но контртеноры используют фальцет на постоянной основе, да еще и в качестве своего основного голоса, поэтому это уже тип голоса. А когда артисты используют фальцет помимо своего основного голоса, да и то редко, то в таком случае фальцет всего лишь вокальный прием.
Последний абзац про Витаса вообще некорректен, строчка про Димаша тоже.
Оба могут петь как полноценные контратенора, Димаш это показал в Аве Марии, Витас в Skyfall или Nessun Dorma — в обеих произведениях голос Витаса звучит женоподобно, как женское сопрано, то есть, контратенорово.