“Stranger” Димаша – детальный анализ вокала

Я уже делился “по горячим следам” общими впечатлениями от песни “Stranger”, когда состоялась её премьера. Сегодня же хочется более подробно остановиться на вокале и, забегая вперёд, стоит заверить, что этот сингл как никакой другой заслуживает детального анализа в этом плане. Дело в том, что на первый взгляд композиция может показаться довольно-таки простой из-за часто повторяющегося однообразного мелодического рисунка (по сути одна и та же короткая мелодия повторяется большую часть произведения – она звучит и в партиях кобыза, и неоднократно устами Димаша). Но это кажется только на первый взгляд. На самом же деле, при исполнении этой композиции, Димаш использует массу невероятных нюансов, техник, смену регистров и тональностей. Можно утверждать, что песня является самой сложной и нагруженной по вокальным нюансам и приемам во всём репертуаре Димаша.

От других певцов Димаша отличают: диапазон, вокальная гибкость и подвижность голоса, контроль, техника, мощь и выносливость, вокальная интуиция, развитое музыкальное мышление и фантазия. Есть множество певцов, которые умеют брать экстремально низкие или высокие ноты, но в их голосах существуют недостаточно развитые места. Димаш находится в своей особой лиге, его голос равномерно развит во всех регистрах и не имеет слабых мест. Его сценическое присутствие и погружение в музыкальный материал просто потрясают. Его тело реагирует и акцентирует каждое мгновение исполняемой композиции. И рассматриваемая песня – яркий пример всему сказанному об артисте.

Итак, давайте “пройдемся” по выступлению и подробно остановимся на каждом фрагменте, уделив особое внимание запеву, чтобы убедиться, сколько приемов и техник Димаш использует во вступительной, короткой части.

Стоит напомнить, что Димаш в своих вокальных аранжировках всегда придерживается определенной схемы: вступительная часть, как правило, звучит тихо, затем идет постепенное развитие с нарастанием динамики, экспрессии и, обычно, мощная кульминация. “Чужестранец” – не исключение.

Запев

После вступительной партии кобыза начинается запев, который исполняется в малой и первой октавах. Димаш начинает петь очень мягко и вкрадчиво на придыхании разными способами, используя различные виды вибрато от диафрагменного до гортанного, с разной амплитудой и частотой.
В конце запева убирает придыхание и вибрато, и поет последнюю ноту ровно, с большим количеством воздуха и заканчивает фразу эффектным, коротким флипом (flips).

Запев c флипом в конце

Самая низкая нота здесь – “ми-бемоль” малой октавы, а самая высокая – “ми-бемоль” первой октавы.

Следует ещё один проигрыш кобыза…

Бас от Димаша

Подходим, пожалуй, к одному из самых интересных отрезков всего произведения, где Димаш, вдруг, неожиданно запел чудовищно низким голосом, спустившись в басовую тональность и при этом сохраняя полноту, гибкость и подвижность голоса. Это был уже не “привычный” для него баритон, а самый что ни на есть бас! Согласитесь, что этот момент был неожиданным, так как мы уже привыкли ко всякого рода сверхвысоким нотам от Димаша, но подобные сверхнизкие слышим впервые – яркий пример того, что артист не стоит на месте, а продолжает свое развитие и расширяет творческие горизонты. Во всяком случае ваш покорный слуга ничего подобного в его исполнении еще не слышал.
Этот отрезок был спет в большой и малой октавах.
Самый низкий звук – “до” большой октавы (для природного тенора, коим является Димаш, это невероятно низко). Вот он:

Басовый голос

Самый высокий – “до” малой октавы.

Справка:
Диапазон баритона: "ля" большой октавы — "ля" первой октавы.
Диапазон баса: от "ми", "фа" большой октавы до "ми", "фа", "фа-диез", "соль" первой октавы.



Далее переходит в красивый микст, при этом не слышны сложные переходы и переключения из регистра в регистр.
Эта часть поётся в малой и первой октавах.
Диапазон голоса Димаша в этом фрагменте лежит между “фа” малой октавы и “фа” первой.

Красивый отрезок после баса



Идём дальше. Меняется мелодический рисунок и следующий музыкальный фрагмент исполняется в академической манере с заниженной гортанью и собранным звуком. Димаш отлично умеет управлять и контролировать свои вокальные пути. Если он их укорачивает, то голос звучит ярче, если удлиняет, то голос звучит глубже и богаче.

Академический вокал на фоне задорной флейты

Поёт эту часть в первой октаве, самая высокая нота отрезка – “си-бемоль” первой октавы.

Проигрыш кобыза…

Вокализ

Вокализ, происходит смена тональности. Аранжировку вокализа можно разбить на четыре части.

Первую часть поет с использованием йоделя, как бы с легким надрывом. Высокие ноты поет с большой глубиной и красивым тоном.
Самый низкий звук в этой части – “соль” малой октавы.
Самый высокий “соль” первой.

Йодль

Вторая часть поется в стиле этно – звучит роскошная восточная мелизматика (мугамы).
Самый низкая нота в этой части – “соль” первой октавы.
Самая высокая – “фа” второй.

Мугамы

В третьей части вокализа переносится в свистковый регистр.
Самый низкий звук – “до” второй октавы.
Самый высокий – “до” третьей.

Свистковый регистр в деле

Четвертая часть звучит в третьей октаве. В этой последней музыкальной фразе наблюдается свисток с “флажолетом”.
Самый низкий звук в этой части – “си-бемоль” второй октавы
Самый высокий “фа” третьей октавы (это невероятно высоко).

Свисток с “флажолетом”

После вокализа следует фрагмент, где меняется тональность и он резко опускается в первую октаву.
Диапазон отрезка лежит между “ля” малой октавы – “ля” первой.


Кода

Перед большим кульминационным моментом поёт отрывисто (вычленяя каждое слово). В этой части самая низкая нота – “ми” первой октавы.

Заканчивает петь бэлтинговым микстом (смешанным звуком) в открытой позиции. Кульминация выступления – мощно звучащая заключительная нота “фа-диез” второй октавы с красивым вибрато и продолжительностью внушительные 19+ секунд.

Небольшая справка:


Резюме

Димаш поёт “Чужестранца” от “до” большой октавы до “фа” третьей октавы, тем самым, общий диапазон его вокала в этом номере составил четыре октавы и два тона! Вот как этот диапазон выглядит наглядно:

Для сравнения, вот как выглядел диапазон вокала в Аве Марии:

Интересные факты: обратите внимание, что в обеих композициях высочайшей спетой нотой стала “фа” третьей октавы, а общий диапазон в “Страннике” ровно в 2 раза больше (можно посчитать по количеству задействованных клавиш)!

Понятно, что выступление было не “живое”, а под фонограмму. На это указывают: отсутствие громких вдохов и прочих шумов, слишком идеальное и “вылизанное” исполнение без единой помарки, непоколебимость сложнейшей финальной ноты при падении на колени, отсутствие звукоснимателя на кобызе и окончания звука инструмента с реверберацией, в конце концов, басовая партия по громкости не уступает остальной части, хотя так быть не должно (чтобы спуститься на такие сверхнизкие для тенора ноты, все-таки требуется пропеть такие фразы относительно негромким голосом). Да и давно не секрет, что на Новой волне практически все выступления идут под плюс – это требование организаторов.

Хотя, выступление было и под фонограмму, но слышно, что в студии певцом была проделана колоссальная работа. Нигде не слышно явного грубого тюнинга, голос звучит красиво, полетно и естественно – такого эффекта искусственно добиться невозможно. При желании, даже можно обнаружить след того, что в студии не сильно “утюжили” материал и не подвергали его глубокой обработке. Например, взгляните на этот милый фрагмент, где после слова “have” у Димаша так естественно “цьмокнуло” во рту, что говорит о том, что запись производилась с минимальным количеством “проходов” – я не думаю, что звукоинженер, который работал с записью, элементарно не доглядел этот момент:

За исключением этого момента, звучание песни было, скорее, на уровне студийного, нежели лайва с его шероховатостями, но нужно отдать должное Димашу и его таланту, так как очевидно, что на сегодняшний день даже в студии ни один певец на планете не способен записать столь нагруженное выступление. Как итог – в студии любому артисту можно ощутимо “подтянуть” голос, но со способностями Димаша в студии можно творить просто чудеса, на которые другие не способны! В данном случае “Чужестранец” – это и есть чудо.


Выражаю благодарность Марине Цветковой за помощь в подготовке материала.

Комментарии309
guest
309 комментариев
Сначала новые
Сначала старые Сначала популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Дарния

Мне китайская версия Чужестранца больше понравилась, чем на Новой волне❤️.
Можно делать новый анализ).

https://youtu.be/thbgh0qIscI

Последний раз редактировалось 1 год назад Дарния ем
Дарния

Спасибо, что остальное вживую), надо ещё раз послушать, мне кажется, вокализ новая версия. Пусть даже и не вживую. В любом случае возьму обе версии в плэй.
Пусть делает третью версию и уменьшит малехо бас, мне бас как то не очень комильфо.

Дарния

Да ты что?)). Я Грешную страсть не люблю и не слушаю, поэтому для меня всё вновь).
Может, у Димаша есть один вокализ, и он меняя местами и варьируя, вставляет разные кусочки в разные песни)).

Дарния

Новая восхитительная версия моей любимой Осени на японском, джаз – фестиваль, ноябрь 2021.
Новый повзрослевший Димаш с новыми эмоциями❤️.

https://youtu.be/WzKTy11TVfg

Nata El

Тут такой накал страстей развился, что я решила его малец сгладить, отвлечённой темой?. Если Админ мой неказистый пост(я чукча-читатель, а не писатель) утвердит, то – добро пожаловать?

Дарния

Еще очень интересный момент в статье про “чудовищно низкий голос”))).
Понимаю, что Димаш расширяет “творческие горизонты”, но бас в исполнении Димаша мне не нравится, пусть поёт хотя бы баритоном, тем более, что баритон я очень люблю).
Димашин бас звучит очень неестественно, а вот “отрезок” после баса звучит бесподобно!
Кстати, в первый раз я услышала бас Димаша в Токио на фестивале в 2019 г. из окна гостиницы)).

Последний раз редактировалось 1 год назад Дарния ем
Адвокат

Хотелось бы увидеть такой же анализ на песню Флай Уэй. Там тоже есть интересные фишки Димаша, на мой дилетантский взгляд.

Адвокат

Наш чужестранец в Китае дал короткое интервью по информации ЗС два часа назад. Есть пикантная подробность.На вопрос есть ли трудности в шоу, Димаш ответил, что ему предстоит третья операция на нос, но он собирается сделать её после шоу. Чувствует себя не очень хорошо по этой причине. Для меня это заявление очень неожиданное.

Дарния

Продолжаю изучать шикарную статью о Чужестанце).
Второй момент, который мне очень нравится – это этно, или восточная мелизматика, или мугамы(оказывается ).
Просто таю, когда это слышу именно в исполнении Димаша, хотя вот эти парни поют тоже удивительно!

https://youtu.be/wAJpUrm-0zQ

Дарния

“речь пойдет именно о мугаме, ибо на нем строилась большая часть азербайджанского фолка. И не только — такой вид музыки существует у большинства народов Востока, но называется у каждого по-своему: у турков и арабов это макам, у таджиков и узбеков шашмаком, у уйгуров мукам, у казахов кюй, у киргизов кю, у иранцев дестгях и т.д. Разница только в исполнении и терминологии, но принцип один.”

Дарния

Какая интересная статья!
Меня заинтересовала техника пения йодль.
Я обожаю, когда Димаш поёт этим срывающимся голосом.
Хотя йодль так сказать в классическом понимании меня не особо трогает.
Вот пример, который я нашла.
Сначала звучит оригинал, затем точь в точь Глеб Матвейчук

https://youtu.be/YZwRnmePZEU

Видимо, голос Димаша и его собственный йодль всё – таки неподражаем.
Йодль Димаша шикарен?

Трофейная Кокошница

Спасибо Админу и Марине за подробный разбор. Было очень познавательно, особенно для тех кто не очень хорошо разбирается в нотах, техниках и регистрах.
В последнее время мы всё реже слышим новости о светлом и добром в этом мире, а эта статья как глоток свежего воздуха. Спасибо.

ʆꪮᦔꫀꪶ şᥴꫝꪑꪮᦔꫀꪶ

Автору огромный спасип!) За смех и радость… Вчера, читая этот детальный АНАЛлиз(в 2 захода!), непроизвольно начала хохотать истерически-гомерическим хохотомsmile. Вы явно поднапряглись и выкопали когда-то закопанный талант!) Автор, вы превзошли в детальности анализа фанеры Димаша всех уманчуков Земли, всех тихоновых и табаевых вместе взятых. Да что уж там, вам нет равных во всей вселенной!)))
Такое чтиво просто необходимо красиво оформить чудо-шрифтом, запаковать в чудо-рамочку и отправить чудо-посылочкой чудо-певцу Димашу)))
Ну и немного критики для баланса никому не навредит, да ведь, автор?
Чисто для коррекции :

йодль, Существительное
мн. йодли
йодль – м.р., 2-е склонение

______________________
ед. число мн.число
ИП (Кто? Что?) йодль йодли
РП (Кого? Чего?) йодля йодлей
ДП (Кому? Чему?) йодлю йодлям
ВП (Кого? Что?) йодль йодли
ТП (Кем? Чем?) йодлем йодлями
ПП (О ком? О чем?) йодле йодлях
______________________

Lady

Сочувствую вашим эмоциям, а по существу сказать что- нибудь можете?

Адвокат

На фоне бесконечных реакций на песни Димаша коучей разных мастей из разных стран, разборы Админа выгодно отличаются глубиной и ,что самое для меня важное, беспристрастностью. Поскольку я сама предвзято отношусь к музыке Крутого, то хочу «отделить мух от котлет». В посте отмечена простота мелодии песни, но я хочу отметить и опять же её вторичность, уж очень она в некоторых местах напоминает музыку из турецких сериалов с красивым восточным колоритом, и это не только я сразу заметила.
Использование кобыза это большая находка для песни, но, самое главное, это голос Димаша, он действительно раскрасил её всеми красками, используя весь богатый арсенал своей вокальной техники, что хорошо показано в посте Админа. Но для меня эта песня просто ещё одна демонстрация виртуозности Димаша и большим явлением для его репертуара она не станет.

Lady

У вас возникают ассоциации с турецкими сериалами потому, что “Stranger” написана в этой стилистике. Некоторые умудряются расслышать даже плагиат. Но это происходит от того, что люди не понимают сути.

Последний раз редактировалось 1 год назад Lady ем
Адвокат

А в чем суть по-вашему этой песни? Суть по значению слова это самое главное и существенное чего либо. В самом названии песни представлена суть песни и в словах её раскрыто содержание основной идеи песни. Но кроме сути художественного произведения должна быть и художественная образная форма её донесения. Мне она кажется не оригинальной, как и многие другие песни Крутого, поэтому впечатление от песни только от голоса Димаша, не более того. Не надо бросаться такими словами, что кто-то не понимает сути. Каждый оценивает песню в силу своего эстетического вкуса и его развитости.

Адвокат

B Чужecтpaнцe нaчинaя c 0.З5 минуты нaчинaeтcя музыкa, кoтopaя у мeня прочно accoцииpуeтcя c туpeцкoй музыкoй.Ну вы мне и задали задачу. Я стала смотреть музыку из знаменитого сериала Великолепный век. Там оказалось огромное количество музыкальных тем. Привожу одну ссылку, там много тем. Для такого композитора как Крутой это просто кладезь.
https://www.youtube.com/watch?v=9828yVimAa8

Адвокат

Я не говорю, что это плагиат, но мне напоминает эта музыка возможно другой турецкий сериал. Я попробую найти попозже что нибудь близкое.
Возможно посетители сайта мне помогут.

Последний раз редактировалось 1 год назад Адвокат ем
Lady

Вы меня не поняли, у меня не было цели как-то вас задеть. Я о другом.
Музыкальный стиль – это отличительное качество музыкальных творений, входящих в ту или иную конкретную генетическую общность (наследие композитора, школы, направления, эпохи, народа и т.д.), которое позволяет непосредственно ощущать, узнавать, определять их генезис и проявляется в совокупности всех без исключения свойств воспринимаемой музыки, объединенных в целостную систему вокруг комплекса отличительных характерных признаков.«Эффект стилевой определенности» обеспечивают наиболее яркие в стилевом отношении средства и особенности музыки, которые являются отличительными и могут быть отнесены к характерным признакам стиля. По ним слушатели узнают стилевую принадлежность того или иного произведения.

Мира

Это, так https://www.youtube.com/watch?v=hoSn7caxOQo попалось пару минут назад. Очень знакомый подчерк))).
Админ, если таким ссылкам/рекламе)) здесь не место, то удали).

Мира

Этот пост меня на какой-то слишком разнообразный спектр мыслей натолкнул, не все их, пожалуй, стоит высказывать?.
Но я вот о чем подумала. Конечно, когда ты не разбираешься во всех этих тонкостях, то тебе просто либо нравится, либо нет. Но когда вникаешь, то, что нравится, начинаешь ценить ещё больше…
“Чужестранец” красивая песня, это без сомнения, но у меня очень большие сомнения на счет того, что о ней вспомнят, скажем, лет через 10. У Димаша, как то так складывается, что он привлекает внимание к песне, а не песня к нему. Не знаю, хорошо это или плохо. На мой взгляд, скорее плохо.