Анализ вокала Димаша в Ave Maria

Мной уже было сделана рецензия на исполнение Димашем “Аве Марии”, но там, скорее, я поделился общими впечатлениями от композиции. Сегодня же хочется глубже погрузиться в вокальную составляющую и проанализировать данный компонент.

Начнем с того, что считать, что Димаш спел Аве Марию полностью фальцетом – не совсем корректно. Согласно наиболее распространенной зарубежной классификации, пел он фальцетом и головным голосом (head voice). Но в чём разница? Давайте разбираться!

Всего существует 3 основных регистра: грудной (нижний), головной (верхний) и микст (средний). Правда, есть еще дополнительные регистры – штробас и свистковый, но это редкость.

Итак, грудной регистр (грудной голос) – это когда вибрации звуковых волн происходят в груди и горле. Разговорная речь и пение на низких нотах и есть грудной регистр – по сути звук рождается и вырывается из “недр” человека.

Головной регистр приходит на помощь, когда нужны высокие ноты, так как грудным их не достичь. При головном регистре звук в буквальном смысле резонирует в голове – в пазухах носа, макушке, затылке, куда направляется голосовыми связками. Это даже можно прочувствовать, как звук вибрирует внутри головы, если, к примеру, долго тянуть звук “у” фальцетом. Попробуйте. ))

Микст – это нечто среднее между грудным и головным регистрами.

Так вот, основные приемы головного регистра – это фальцет и головной голос. Как отличить? Очень просто! Фальцет идёт более нежным, с примесью воздуха. Головной голос более “пробивной” и звучит “плотнее”. Например, припевы Димаша во Fly Away – чистый фальцет. Слышите, как он там звучит, словно на выходе изо рта голос попутно смешивается с воздухом? Также и в “Аве Марии” – каждый раз, когда Димаш берется за новый “проход”, он сначала начинает “воздушным” фальцетом, и заканчивает мощным головным голосом. То, как он мгновенно “переключается” с фальцета на головной звук, и как его фальцет перетекает в головной, просто поражают воображение.

Вот фрагмент с фальцетом:

А вот фрагмент с головным голосом:

Надеюсь, разницу прочувствовали.

Иногда такой фальцет, как в первом фрагменте, называют “фальцетный субтон”, и в этом есть логика, потому что субтон – это пение со смешиванием воздуха. Как запеть субтоном? Сделайте вдох, попробуйте что-нибудь напеть нежным невысоким голосом, но одновременно выдыхая воздух – это и будет ваш субтон. Вокал Димаша в самом начале Stranger, когда он только идет к сцене (между первым и вторым проигрышами кобыза) – это отличный пример субтона. Иногда фальцет можно спутать с субтоном, особенно, когда фальцет поётся на пограничных для головного регистра низких нотах, ведь и там и там идет вокал, смешанный с воздухом. Но важно понимать, что субтон принадлежит к грудному регистру, а фальцет – к головному.

Итак, коли с фальцетом и головным голосом разобрались, то перейдём к более конкретной информации о выступлении.

Димаш начинает петь в первой октаве, затем перемещается во вторую и заканчивает петь в третьей. Можно сказать, что большую часть второй половины произведения Димаш пел в свистковом регистре, так как у мужчин свистковый регистр начинается с “ми-бемоль”, “ми” второй октавы. Самый высокий звук, который он поет в этом произведении – это вообще F (фа) третьей октавы. Вот он:

Самые низкие прозвучавшие ноты – это “ми” и “фа” первой октавы. Вот как выглядит диапазон пения Димаша в этой композиции наглядно:

Финальная нота, которую Димаш тянул очень долго, тоже оказалась очень высокой – “до” третьей октавы, вот она в деле:

Но главной изюминкой вокальной техники Димаша в Ave Maria можно назвать то, как он каждый раз “растворяет” в пространстве последнюю ноту своего головного регистра. Это невообразимо крутая “фишка”, так как требует от вокалиста филигранного и искусного владения своим голосом. Корни владения Димашем этой изумительной вокальной техники экстра-класса лежат в Китае, где его этому обучали. Вот как это было:

После просмотра ролика выше из Китая становится очевидным, что Димаш на 100% действительно может петь так, как спел “Аве Марию” на Новой волне. Это безоговорочно.

Резюмируя, стоит отметить, что в данном выступлении Димаш задал чудовищно высокую планку и, возможно, я изрядно погорячился, когда в прошлый раз сказал, что есть контртенора, которые могут спеть на сопоставимом уровне, если предоставить им такие же условия (помню, что в комментариях упомянул Филиппа Жаруски). Теперь же я в этом очень сильно сомневаюсь, особенно, оглядываясь назад на этот же анализ выше. И это я сейчас имею в виду чисто вокальный аспект, отбросив саму магическую составляющую, которую привносит сам Димаш одним только своим присутствием.

Комментарии31
guest
31 комментариев
Сначала новые
Сначала старые Сначала популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Алла

Посмотрела сегодня показательные выступления Анны Щербаковой на ЧЕ по фиг. катанию под Ave Maria Димаша. Номер очень красивый, но мне чего то не хватило.

https://www.youtube.com/watch?v=NlJdKylg8L0

Дарния

Нежной женственности мне не хватило, такая музыка больше танцевальной паре подойдёт.
Красиво крылья блестели в темноте.

Алла

Может быть Анна каталась без настроения, её вроде как засудили и она получила только второе место.

лара лора

“Невообразимо крутая фишка” в финале – это вокальный прием, который называется messa di voce и который мало кто может освоить. Как раз освоение Димашем этого приема мы видим и слышим на видео с китайским педагогом. Спасибо за статью и наглядные вокальные техники.

Адвокат

Мне бы хотелось, чтобы Димаш, находясь сейчас в Китае, продолжил работать с китайскими вокальными педагогами, а не просто бегал, прыгал и стрелял в этом реалити-шоу. Но это мои хотелки, а есть ли такое желание у самого Димаша и есть ли у него свободное время продолжить серьезно заниматься вокальной техникой, никто не знает.

Дарния

Ну я не думаю, что бегать и прыгать – это прям хотелки Димаша, скорее всего одно из условий контракта в Китае.

Адвокат

Да, конечно, это условие контракта. Я о другом: если у него время в Пекине заняться вокалом с педагогом и есть ли у него желании при наличии свободного времени. Он вроде готовит что то новое для джазового фестиваля в Японии.

Дарния

Мы знать конечно, наверняка не можем, но я думаю, что желание у него есть что-то пробовать и развиваться, как вокалист.
Он же и в Америку хотел с этой целью поехать.
Я тоже слышала, что он будет петь на джазовом фестивале на японском, интересно будет послушать.
Мне японский нравится.

Дарния

И вам спасибо за термин вокального приема.
Мне это интересно.

Messa di voce
Категории словаря
термины и понятия, опера, вокал, пение
мeсса ди воче, итал.

Динамич. украшение долго выдерживаемого звука, характерное для итал. вок. стиля бельканто. Наз. также “филировкой” звука. Заключается в постепенном нарастании силы звучания от тончайшего pianissimo до мощного fortissimo и в столь же постепенном ослаблении звука до исходного pianissimo. Владение приемом M. d. v. рассматривалось как свидетельство хорошей вок. подготовки исполнителя.

Дарния

Вот этим и в том числе отличается пение Димаша от пения Витаса.
Ещё бы побольше Димашу шикарных песен!

Мари

Очень интересная статья. Образовательная. Познавательная.
Для таких, как я, без голоса и слуха.
Как я полюбила голос Димаша с первой песни не зная особенностей регистров, октав и нот, ума не приложу.
Мне Аве Мария понравилась сразу же именно из-за красивого голоса и исполнения, несмотря на то, что плагиат очередной Крутого.
Мне кажется, Димаш мало поёт фальцетом, а поет просто высоким голосом.
Одна поклонница Димаша с музыкальным образованием сказала, что голос Димаша – полётный, мне это определение очень понравилось.
А вот Витас точно поёт фальцетом, у него нет полетности голоса.
Авторам статьи спасибо за полезную информацию!

Адвокат

Прочла пост Админа и была приятно удивлена таким глубоким и профессиональным анализом вокала Димаша. Я не музыкант совсем, но на интуитивном уровне чувствовала, что магия Димаша зиждится не только на его природных способностях, но в большей степени на чрезвычайно высокой вокальной технике. Более того, я была уверена, что именно в Китае, работая там с педагогом, он стал выдающимся певцом. Дело в том, что на СБ в 15 году он не произвел на меня особого впечатления. Затем видела, как он вырос, как артист уже к 19 году после пребывания нескольких лет в Китае. Мне интересно, сейчас он продолжает брать уроки у китайских педагогов? Где то года два назад в интервью он говорил, что не прекращает работу со своим китайским педагогом по вокалу.

настя

Я очень редко смотрю реакции на любые выступления, потому что меня смешат даже названия этих видео в Ютубе….первый раз….не первый…потом эти охи и ахи….ну когда видео выходить максимум месяц после выступления, веришь….потом уже слабо…
Здесь разбор профессиональный, более или менее судить не буду, так как не музыкант …для меня важно – ” попало” или нет ..есть мурашки и коряшки или нет….
У меня так было с Самалтау. ..нифига не понимала, даже из-за языка….но было “аххх”…и есть до сих пор….не вся песня, одна часть …. И я даже не знаю, что правильней….быть прямо перфектно в каждой ноте, в пререкорде или без него…или вызывать эмоциии.Если эмоции были, пусть не у всех….то цель достигнута….

Мира

интересно, кто это Админу диз влепил, за такой безобидный коммент? Мне аж смешно стало)))).

Мира

А мне вот интересно, если Димаш оочень рано в музыке, можно сказать ещё в утробе матери начал ею проникаться, поскольку родители тоже певцы, то зачем ему понадобились какие-то уроки вокала в Китае? Неужели до этого не все было изучено и проработано?) Он же в Казахстане тоже у профессионалов много учился, а не такой себе самородок-самоучка…

Трофейная Кокошница

Учения вокалу безграничны. Как и то, что тренировать голосовые связки тоже нужно каждый день. Это как балет. Один день пропустишь, несколько дней восстанавливать придётся.

Последний раз редактировалось 1 год назад Трофейная Кокошница ем